Теорема Виета (точнее, теорема, обратная теореме Виета) позволяет сократить время на решение квадратных уравнений. Только надо уметь ею пользоваться. Как научиться решать квадратные уравнения по теореме Виета? Это несложно, если немного порассуждать.

Сейчас мы будем говорить только о решении по теореме Виета приведенного квадратного уравнения.Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, в котором a, то есть коэффициент перед x², равен единице. Не приведенные квадратные уравнения решить по теореме Виета тоже можно, но там уже, как минимум, один из корней — не целое число. Их угадывать сложнее.

Теорема, обратная теореме Виета, гласит: если числа x1 и x2 таковы, что

    \[\left\{ \begin{gathered} {x_1} + {x_2} =  - p \hfill \\ {x_1} \cdot {x_2} = q \hfill \\ \end{gathered}  \right.\]

то x1 и x2 — корни квадратного уравнения 

    \[{x^2} + px + q = 0\]

При решении квадратного уравнения по теореме Виета возможны всего 4 варианта. Если запомнить ход рассуждений, находить целые корни можно научиться очень быстро.

I. Если q — положительное число,

это означает, что корни x1 и x2 — числа одинакового знака (поскольку только при умножении чисел с одинаковыми знаками получается положительное число).

I.a. Если -p — положительное число, (соответственно, p<0), то оба корня x1 и x2 — положительные числа (поскольку складывали числа одного знака и получили положительное число).

I.b. Если -p — отрицательное число, (соответственно, p>0), то оба корня — отрицательные числа (складывали числа одного знака, получили отрицательное число).

II. Если q — отрицательное число,

это значит, что корни x1 и x2 имеют разные знаки (при умножении чисел отрицательное число получается только в случае, когда знаки у множителей разные). В этом случае x1+x2 является уже не суммой, а разностью (ведь при сложении чисел с разными знаками мы вычитаем из большего по модулю меньшее). Поэтому x1+x2 показывает, на сколько одно отличаются корни x1 и x2, то есть, на сколько один корень больше другого (по  модулю).

II.a. Если -p — положительное число, ( то есть p<0), то  больший (по модулю) корень — положительное число.

II.b. Если -p — отрицательное число, (p>0), то больший (по модулю) корень — отрицательное число.

Рассмотрим решение квадратных уравнений по теореме Виета на примерах.

Решить приведенное квадратное уравнение по теореме Виета:

    \[1){x^2} - 7x + 12 = 0\]

Здесь q=12>0, поэтому корни x1 и x2 — числа одного знака. Их сумма равна -p=7>0, поэтому оба корня — положительные числа. Подбираем целые числа, произведение которых равно 12. Это 1 и 12, 2 и 6, 3 и 4. Сумма равна 7 у пары 3 и 4. Значит, 3 и 4 — корни уравнения.

    \[2){x^2} + 10x + 16 = 0\]

В данном примере q=16>0, значит, корни x1 и x2 — числа одного знака. Их сумма -p=-10<0, поэтому оба корня — отрицательные числа. Подбираем числа, произведение которых равно 16. Это 1 и 16, 2 и 8, 4 и 4. Сумма 2 и 8 равна 10, а раз нужны отрицательные числа, то искомые корни — это -2 и -8.

    \[3){x^2} - 2x - 15 = 0\]

Здесь q=-15<0, что означает, что корни x1 и x2 — числа разных знаков. Поэтому 2 — это уже не их сумма, а разность, то есть числа отличаются на 2. Подбираем числа, произведение которых равно 15, отличающиеся на 2. Произведение равно 15 у 1 и 15, 3 и 5. Отличаются на 2 числа в паре 3 и 5. Поскольку -p=2>0, то бОльшее число положительно. Значит, корни 5 и -3.

    \[4){x^2} + 5x - 36 = 0\]

q=-36<0, значит, корни x1 и x2 имеют разные знаки. Тогда 5 — это то, насколько отличаются x1 и x2 (по модулю, то есть пока что без учета знака). Среди чисел, произведение которых равно 36: 1 и 36, 2 и 18, 3 и 12, 4 и 9 — выбираем пару, в которой числа отличаются на 5. Это 4 и 9. Осталось определить их знаки. Поскольку -p=-5<0, бОльшее число имеет знак минус. Поэтому корни данного уравнения равны -9 и 4.

19 комментариев , 04 Ноя 2012

19 комментариев на «Как научиться решать квадратные уравнения по теореме Виета?»

  1. анна:

    спасибо огромное, все понятно

  2. Александр:

    А что получится, если «а» (коэффициент при x^2) равен -1?

    • Светлана Иванова:

      Умножим обе части уравнения на -1 (при этом знак каждого слагаемого изменится на противоположный). Получим приведенное квадратное уравнение, к которому применим теорему, обратную теореме Виета.

      • Александр:

        Спасибо большое. (((o(*゚▽゚*)o)))

        • Светлана Иванова:

          Пожалуйста!
          Теорема Виета и обратная ей теорема и очень помогают в решении квадратных уравнений. Главное — регулярно их использовать, без применения материал забывается.

  3. София:

    Спасибо огромное! Эта статья прекрасна! Я перерыла весь интернет в поисках, и нашла вас! Теперь решаю по теореме Виета с легкостью! :))

  4. Богдан:

    Спасибо вам огромное! Очень помогли. Очень, очень спасибо. Очень страдал из-за этой теоремы, уже думал что математика это не мое. Но вы дали мне надежду. Спасибо!

  5. Владисла:

    Здравствуйте, спасибо вам огромное. Тему пропустил пока болел. Очень мне помогли.

    • Светлана Иванова:

      Успехов Вам! И не забрасывайте теорему Виета (точнее, обратную ей). Она замечательно помогает решать квадратные уравнения,но при условии регулярности использования. Если переключиться на дискриминант, навыки решения быстро теряются.

  6. Евгений:

    помогите решить 2х в степени 2 + 2х-60=0
    -_-

    • Светлана Иванова:

      Показательно-степенное уравнение. Равенство нулю возможно только при 2x=0, 2+2x-60≠0. Отсюда x=0.

  7. динозавр:

    Подскажите пожалуйста, чтобы узнать -p и q нужно сначала узнать x1 и x2?

    • Светлана Иванова:

      p и q — это коэффициенты в приведённом квадратном уравнении. Например, в уравнении x²-5x+6=0 p=-5, q=6, -p=5.

  8. динозавр:

    Или для теоремы Виета необязательно сначала дискриминант искать?

  9. Даниил:

    Эта статья ужасна! Вообще нигде в интернете не написано, как решать через Виета не используя этот треклятый метод подбора!!

    • Светлана Иванова:

      Даниил, Всё в Ваших руках! Придумайте свой собственный способ решения, без подбора!

  10. Гость:

    Огромное спасибо очень круто и легко

Ваш отзыв на Александр