Задачи на работу связывают производительность труда, время работы и объем работы соотношением
Рассмотрим типичные задачи на работу из курса алгебры 8-9 классов. Как и в задачах на планирование и грузоперевозки, условие многих задач на работу удобно оформлять с помощью таблицы, а решение — через систему уравнений. В этом случае решение сводится к квадратному уравнению, решить которое проще, чем дробное рациональное.
1) Одна бригада должна была изготовить 120 деталей, а другая — 144 детали. Первая бригада изготовляла ежечасно на 4 детали больше, чем вторая, и работала на 3 часа меньше второй. Сколько деталей в час изготовляла каждая бригада?
Решение:
Пусть первая бригада изготовляла x деталей в час и работала y часов.
Производительность труда |
Время работы |
Объем работы |
|
I бригада |
x |
y |
120 |
II бригада |
x-4 |
y+3 |
144 |
Составим и решим систему уравнений:
Раскрываем скобки во втором уравнении. Из первого уравнения xy=120. Подставляем во второе уравнение:
После упрощения второе уравнение стало линейным. Выражаем из него x через y и подставляем полученное выражение в первое уравнение:
Второй корень — посторонний (так как время не может выражаться отрицательным числом). Значит, I бригада изготовляла
деталей в час, а II — x-4=20-4=16 деталей в час.
Ответ: 20 деталей в час и 16 деталей в час.
2) Двое рабочих должны были изготовить по 1000 деталей. Первый рабочий каждый день делал на 5 деталей больше, чем второй, и выполнил задание на 10 дней раньше. Сколько дней работал каждый рабочий?
Решение:
Пусть I рабочий делал x деталей в день и работал y дней.
Производительность труда |
Время работы |
Объем работы |
|
I рабочий |
x |
y |
1000 |
II рабочий |
x-5 |
y+10 |
1000 |
Составим и решим систему уравнений:
Из второго уравнения выразим y через x:
Подставляем полученное выражение в первое уравнение:
Второй корень не подходит по смыслу задачи. Значит, I рабочий работал y=2x-10=2∙25-10=40 дней, а II — y+10=40+10=50 дней.
Ответ: 40 дней и 50 дней.
В следующий раз рассмотрим задачи на работу, решение которых ведется иначе.